Мой город:Москва

Верно ли определен ваш город?
Если нет, выберите свой город

8 (800) 333-98-98 (бесплатно для звонков из России)
Войти в интернет-банк
01.02.2008

Опорный банк, Журнал “Forbes”



По субботам владелец банка «Авангард» Кирилл Миновалов летает в Хор­ватию. Там у него собс­твенная верфь, где идет строительство 50-метровой океанской яхты стоимостью €24 млн с площадкой и ангаром для вертолета. Недостроен­ная яхта—уже сейчас самая любимая игрушка бизнесмена. Возможность лично вникать в детали строительства белоснежной красавицы возникла у Миновалова после 2006 года, когда в два раза выросли цены на солод. Во-первых, появились деньги. Во-вторых, стало ясно, что основанная им компа­ния «Русский солод» успешно развива­ется. «По прибыли на час затраченного личного времени это самый эффек­тивный мой проект»,—говорит Мино­валов в интервью Forbes (в прошлом году он занимал 94-е место в «Золотой сотне» с капиталом $700 млн).

С проектом строительства соло­довни в «Авангард», специализирую­щийся на лизинговых операциях, об­ратилась в 1999 году компания «Амрус», занимавшаяся дистрибуцией пива и импортного солода. Со всеми лизин­гополучателями Миновалов встречался лично, проект ему понравился. Солод, высушенный пророщенный ячмень, — основное сырье для производства пива. Из выкладок «Амруса» выходило, что себестоимость солода собствен­ного производства не выше €200-280 за тонну (импортный стоил €380). Им­портная пошлина на солод 10%, а на ячмень — в два раза ниже, так что за­грузить солодовню можно было и при неурожае ячменя в России. Деньги — €35 млн—банк выделил. Но достроен­ную в 2002 году подмосковную соло­довню на 100 000 т передавать «Амрусу» не стал — оставил себе. «Они не смогли выполнять свои обязательства, и нам пришлось расстаться», — сухо комментирует Миновалов.

Расставшись с Ткачевым, Миновалов  попытался продать предприятие мировым производителям солода, американской Cargill и фран­цузской Soufflet. Но те, понимая, что банкир находится в затруднительном положении, предложили невыгодные условия (у обеих компаний есть соло­довни в России). Он обращался в ЕБРР, но банк отказал в кредите. Миновалова это задело, и он решил реализовать проект самостоятельно, причем с раз­махом — «Авангард» вложил деньги в строительство еще двух солодовен в Орловской и Воронежской областях. Системотехник по образованию, Миновалов вместе с поставщиками сидел над чертежами и составлял ал­горитмы действий: каким транспор­тером, в какой бункер перегружать ячмень, если случается сбой на конк­ретном участке. Говорит, что, пока запускали производство, ему звонили с солодовни в любое время суток. Спустя два месяца Миновалов пере­бросил на солодовенный проект клю­чевого менеджера из своего банка Владимира Джангирова, курировав­шего лизинговое направление.

В 2004 году, когда у Миновалова работали уже две солодовни, «Амрус» подал иск против «Авангарда», обви­нив его в нарушении лизингового со­глашения (уголовное дело вскоре за­крыли). А пивовары тем временем покупать его солод не спешили — вы­жидали, что будет с компанией дальше. К тому же начались проблемы в бан­ковском бизнесе: во время летнего кризиса ликвидности 2004 года вклад­чики забрали из банка 40% депозитов, а ЦБ не включал банк в систему стра­хования вкладов, считая высокую долю кредитов аффилированным структурам слишком  большим риском. «Я много  часов провел в ЦБ,убеждая их, что действую правильно», —вспоминает Миновалов. Он был близок к панике. На складах лежало  около 100 000 т солода на  €21 млн. Если бы завелись  жучки (что не редкость),  деньги оказались бы выброшенными   на ветер. Для хранения очередной партии Миновалову   пришлось арендовать элеватор в Калужской области.  Пивовары не брали солод даже со скидкой. Но бизнесмен выкрутился, вновь использовав свой банк. «Авангард» начал усиленно заманивать оптовиков — дистрибью­торов пива. Им предлагали кредито­ваться по рыночной ставке 14%, пре­доставляя две недели льготного пери­ода. А тех, кто убедит своих поставщи­ков работать с «Русским солодом», обещали обслуживать под сказочные 3% годовых (при этом кредит увязы­вали с количеством солода, который Миновалов отгружал партнерам оп­товиков). Схема сработала. Дистри­бьюторы организовали банкиру встречу в Стокгольме с руководством Carlsberg и Scottish & Newcastle, конт­ролирующих ВВН (ей принадлежит крупнейшее в России пивоваренное объединение «Балтика»). Они ударили по рукам. «Мы работаем с «Русским солодом», так как продукции собс­твенных солодовен не хватает»,—го­ворит директор по закупкам компании «Балтика» Геннадий Гущин, замечая, впрочем: «Хотя хотелось бы, чтобы качество российского солода было получше».

Проблему качества Миновалов решал, вновь используя ресурс своего банка. На этот раз интеллектуальный. Раньше банкир работал с золотом. В 1999 году его банк кредитовал артели в Магаданской области и имел лицен­зию на экспорт слитков. Все партии золота одной пробы абсолютно одина­ковы, а солода разные. Качество каждой партии оценивается по двадцати параметрам: цвет, содержание бета-глюкана (это полисахарид), число Кольбаха... Это сейчас Миновалов с легкостью оперирует технологически ми данными. Три года назад он на личном самолете летал в Данию и уговорил руководителя одной из солодовен прочитать ему и Джангирову курс лекций о солоде (шесть недель обучения и полгода кон­сультаций обошлись банкиру, как он сам утверждает, в €500 000).

От консультанта Миновалов узнал, что разные партии солода можно сме­шивать, чтобы получить сырье той или иной спецификации (у каждого пиво­вара свои требования к солоду; партия, которая им соответствует, стоит до­роже). Увлекающийся математичес­кими задачами предприниматель под­ключил к солодовенному проекту ко­манду банковских программистов. Используя программное обеспечение Oracle, они за год создали систему, ко­торая позволяет, выбрав, к примеру, спецификацию «Балтики»,увидеть на экране, какие партии солода надо сме­шать с минимальной себестоимостью. «Сразу 3-5% экономии получили»,— говорит Миновалов, который любит подчеркивать, что «90% денег» он за­рабатывает на том, что в любом бизнесе находит применение своим програм­мистским навыкам. Заказчики оце­нили манипуляции с партиями солода. Говорит менеджер по закупкам пивоварни «Москва-Эфес» Али Алтан: «Они могут произвести солод по любой спе­цификации. Как говорится, любой каприз за ваши деньги».

Из крупных пивоваренных ком­паний с «Русским солодом» сейчас не работает только SUN InBev: ей хватает продукции собственных солодовен. Но Миновалов придумал, как уязвить конкурента. Свою четвертую соло­довню он строит по соседству, в Кур­ской области. «Все там скуплю, они без сырья останутся»,—обещает он.

Для себя Миновалов проблему обеспечения ячменем решил. «Аван­гард» предоставляет фермерам в ли­зинг иностранные комбайны, прини­мая платежи не в деньгах, а в «нату­ральном выражении»—по 330 т сырья в год. К тому же в 2005 году компания обзавелась 130 000 га сельхозугодий —себестоимость производства солода из собственного ячменя в 1,5 раза ниже, чем из купленного у фермеров. Миновалов уверяет, что сейчас в его хозяйствах собирают по 30 центнеров с гектара (в среднем по России— 17 цен­тнеров) и обеспечивают треть потреб­ностей солодовен в сырье.

Впрочем, несмотря на все ухищре­ния, до 2005 года солод оставался для банка обузой, компания «Русский солод» кредитовалась по ставке в два раза ниже рынка. Два года назад рен­табельность резко выросла: ячмень в Европе не уродился, а потребление пива в России и Азии продолжало расти. Цена за тонну поднялась до €550-600, а себестоимость при производстве из своего ячменя—€294. В конце 2006 года банкир купил солодовни обанкротив­шейся немецкой компании Weissheimer, став пятым в мире производителем солода. Теперь «Русский солод» оказы­вает финансовую поддержку банку — кредитуется по ставке выше рыночной. В прошлом году «Авангард» открыл несколько десятков новых офисов.

Будет ли Миновалову везти и дальше? «Мы на рынке солода давно, видели и взлеты, и падения. Сейчас конъюнктура исключительно благо­приятная, но так не будет продол­жаться вечно»,—предостерегает Васи­лий Милосердов, председатель совета директоров солодовни «Невский берег», которую в марте запускает пи­терская компания BSI, больше 10 лет занимавшаяся поставками импорт­ного солода. И добавляет: «Поначалу на рынке все хихикали над Миноваловым. А банкир нам еще и показал, как надо работать».