Мой город:Москва

Верно ли определен ваш город?
Если нет, выберите свой город

8 (800) 333-98-98 (бесплатно для звонков из России)
Войти в интернет-банк
07.08.2006

Спрoc на российские банки большой, но продаваться они не спешат — Владимир Кузнецов, Информационное агентство «Рейтер»



МОСКВА, 7 августа (Рейтер) — Спрос на российские банки со стороны западных игроков велик и цены постепенно ползут вверх, однако число сделок единично, говорят банкиры. Они уверены, что прорыва не будет, и доля иностранцев в российском банковском секторе будет расти медленно.

«Ко мне подобные предложения поступают постоянно. Если не каждую неделю, то каждый месяц. Зачастую их делают крупнейшие западные инвестбанки, которые не скрывают, что действуют по поручению зарубежных заказчиков», — говорит президент и владелец банка Авангард Кирилл Миновалов.

Предправления банка Союз Стюарт Лоусон полагает, что пока это «скорее дым, чем огонь».

«Иностранные банки понимают, что российский рынок — особенно розничный — имеет огромный потенциал. Все фокус в том, как войти на него, когда и как это сделать безопасно для себя».

Причин, по которым на российском рынке в несколько раз меньше крупных сделок, чем, например, на соседнем украинском, который при этом заметно мельче, банкиры выделяют три.

Во-первых, это нежелание собственников продавать свой бизнес, пока тот не достиг пика развития.

«Стоимость и эффективность банковского и финансового бизнеса будет только улучшаться», — сказал в июле основной владелец банков Траст Илья Юров.

В этих условиях иностранным игрокам приходится рассчитывать либо на банки, не сумевшие найти свою нишу, либо на тех, чьи владельцы больше не хотят капитализировать их за свой счет.

«На Украине гораздо меньше капитала, который можно инвестировать в развитие банковского сектора. Эта проблема существует и в России, но у нас она пока, судя по всему, не настолько ярко выражена», — говорит глава Промсвязьбанка Александр Левковский.

Вторая причина — неприятные сюрпризы.

«К сожалению, иногда подготовка банка к продаже имеет вид косметического ремонта корпоративных стандартов управления, структуры собственности, стандартов отчетности и имитации региональной и розничной стратегии», — говорит предправления Русского международного банка Татьяна Богданович.

«Это, зачастую, бурный — с повышенными рисками без технологий, организации и оценки рисков, без достаточных собственных средств — поход в розницу и регионы, чтобы успеть продать бизнес пока эта масса — проблемные кредиты, неуправляемые убыточные филиалы, проблемы с ликвидностью — не стала критической».

«Для покупателя важны наличие развитой филиальной сети, позиция в розничном бизнесе, наличие отчетности по МСФО. Но дело в том, что таких банков из более чем 1.000 кредитных учреждений в России всего 20-30. И многие из них не хотят рассматривать предложения о продаже», — суммирует первые две причины Миновалов.

Третья причина — эволюционное развитие банковского рынка РФ.

«Украину западные банки открыли совсем недавно, поэтому и кинулись покупать наперегонки. А здесь все присутствуют уже давно», — сказал один банкир.

На Украине только в этом году было завершено или заявлено как минимум девять сделок по покупке контрольных пакетов акций банков.

В России, с одной стороны, из 20 крупнейших банков в мире в том или ином виде присутствуют лишь восемь, причем только Citigroup и Unicredito можно назвать заметными игроками. С другой стороны, из семи крупнейших игроков на финансовом рынке Центральной и Восточной Европы в России отсутствуют лишь два — австрийский Erste и бельгийский KBC.

Unicredito контролирует Международный московский банк, Raiffeisen к собственной «дочке» докупил в этом году сетевой розничный Импэксбанк. У французской Societe Generale в России четыре банка плюс 10 процентов в Росбанке. Итальянский Intesa вышел на российский рынок еще в 2004 году, приобретя специалиста по кредитованию малого бизнеса — КМБ. Наконец, венгерский OTP этим летом объявил о покупке Инвестсбербанка.

Примечательно, что владельцы Импэксбанка и Инвестсбербанка поначалу говорили о намерении привлечь стратегических инвесторов, продав им примерно блокпакет.

Если не считать сделку SocGen и Росбанка, миноритарные пакеты банков РФ интересны пока лишь венчурным фондам, вроде Firebird или East Capital, да ЕБРР с IFC.

«По некоторым сделкам мы видим, что продажа пакета западным контрагентам не приводит к росту бизнеса, вымывает основную клиентуру, банк становится более зарегулированным, вырастают управленческие и операционные расходы, и остается вариант как можно быстрее продать оставшуюся часть по максимальной в связи с наличием уже нового партнера цене», — говорит Богданович.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

«Представляется, что массовой скупки российских банков иностранными не произойдет», — говорит первый зампред ЦБ РФ Андрей Козлов. «Практически все крупные мировые банки, которые здесь хотели быть, уже здесь есть… Покупать готовый банк — это финансовый риск, операционный, плюс риск конфликта культуры. Смена команды занимает много времени и денег».

Зампред Абсолют банка Дмитрий Ивлюшин уверен, что крупные сделки еще будут.

«Но я не думаю, что будет повторен опыт Польши или Венгрии, где останется один или два крупных местных игрока, а остальное все будет скуплено иностранцами».

На сегодняшний момент публично заявили о выходе на рынок РФ путем приобретений скандинавская Nordea, продавшая блокпакет в ММБ, испанский Santander и латвийский Rietumu.

Участники рынка также говорят о том, что автопроизводители Toyota и DaimlerChrysler готовятся открыть собственные «дочки» для работы в специализированной нише кредитования автодилеров и потребителей. Покупать банк для этого смысла нет — участие в системе страхования вкладов им не нужно.

Левковский отмечает, что на сегодня доля иностранцев в совокупном капитале банков РФ составляет около 12 процентов.

«По некоторым прогнозам, в течение ближайших нескольких лет этот показатель может вырасти до 20 процентов», — говорит он.

По мнению Козлова, ситуация вряд ли изменится кардинально, если Россия вступит в ВТО на нынешних условиях — с запретом на филиалы иностранных банков.

«Те, кто до сих пор опасался принимать риски на Россию, могут решиться. Но это будет происходить не прорывным, а эволюционным путем», — считает он.

По его словам, на следующем этапе иностранцы заинтересуются региональными банками.

«Мне кажется, что иностранные банки сейчас смотрят на Россию в целом, а не просто на Москву и Санкт-Петербург, — подтверждает Лоусон. — Вопрос в том, как быстро будут развиваться регионы и оправдают ли темпы их роста ожидания».

Ивлюшин не удивится, если через несколько лет уже российские банки будут покупать игроков за границей.

«Посмотрите на динамику роста российских банков и российских предприятий! Такие финансовые институты как Сбербанк или ВТБ, — они уже сейчас готовы к этому», — говорит он.